Образ Пресвятой Богородицы «Пермская» — одна из самых загадочных и таинственных икон Пречистой Девы, и это неудивительно. Пермская земля, сокрывшая в себе сонм Новомучеников, которые погибли, сохранив свою любовь и верность Господу и Царю, хранит в себе множество тайн. Венчает сонм святых мучеников России ХХ века Семья Царственных Страстотерпцев.
Промыслом Божиим страшное убийство, совершенное в доме инженера Ипатьева в городе Екатеринбурге Пермской губернии в ночь на 17 июля 1918 года, совпало с днем празднования в честь иконы Богородицы «Пермская».
Что нам известно об этом Образе Пречистой Девы?
Сведения о Пермской иконе Божией Матери встречаются у нескольких церковных авторов XIX–ХХ вв., в том числе в трудах Е. Поселянина, С. Булгакова и П. Савваитова.
В старинном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы, что в подмосковном селе Верхнее Мячково, чудом сохранилась дореволюционная икона «Собор Пресвятой Богородицы». На ней, среди множества клейм чтимых на Руси икон Пречистой Девы, есть и Образ Богородицы «Пермская».
Известна дата празднования в честь этой иконы – 4 (17) июля.
По своей иконографии Пермская икона близка к типу богородичных икон, которые на Руси получил название «Умиление». Это не совсем точный перевод греческого «Елеуса» (έλεουσα), что означает «Милостивая». Именно так в древней Византии называли саму Пречистую Деву и многие Ее образы. Богомладенец на иконе протягивает обе ручки к своей Пречистой и Пренепорочной Матери – предчувствие объятия, в котором есть особая нежность и трепет, порыв.
Стоит обратить особое внимание на схожесть Ликов Матери и Сына. Сын унаследовал от Матери всю полноту Ее земной красоты.
Возвращаясь к пока еще не явленной нам истории происхождения иконы, необходимо отметить, что для ХХ века, в котором происходило апокалиптическое уничтожение Православия в Советском Союзе, утрата знаний и памяти не удивительна. Но от этого еще более ясна и чувственна та радость, которую приносит возвращение этого особого для нас Образа Богородицы на Пермскую землю.