Центр городской культуры представит на выставке проект «Твёрдые сорта»

Центр городской культуры представит на выставке проект «Твёрдые сорта»

Проект Центра городской культуры "Твердые сорта", который с успехом экспонировался в ЦГК в 2020 году, необычен по форме, но при этом содержательно вполне укладывается в нашу повестку – он посвящен проблемам архитектурного наследия Перми.

Объекты, представленные в экспозиции, создал Сергей Пахомов – житель Краснокамска, который занимался рекламным бизнесом и не имел ничего общего с искусством до тех пор, пока его не попросили сделать рекламу для макаронной фабрики. Сергей ознакомился с образцами продукции, а потом, поняв, что просто так их фотографировать скучно, сделал из них автомобиль. Фабрика вскоре закрылась, а хобби осталось, и за автомобилем последовали все мыслимые виды техники, архитектурные объекты, люди, памятники и целые жизненные сцены. Сергей выпустил книгу в издательстве АСТ, ездил в арт-резиденцию в США, завёл знакомства в художественном мире – в общем, стал вполне состоявшимся автором.

Несмотря на относительную простоту формы, Сергей сумел совершить качественный скачок от поделок к актуальному искусству именно потому, что «омакаронивание» мира стало для него новым языком и способом коммуникации, новой формой рефлексии по поводу происходящих в мире событий. Мы выбрали этот язык, чтобы поговорить о городе, а точнее – об уходящем архитектурном наследии, которое сегодня находится под угрозой. Для нашей очередной выставки Сергей Пахомов создал миниатюрные копии архитектурных объектов, которые в той или иной степени важны для Перми, но при этом или уже приговорены к уничтожению, или в лучшем случае пребывают в аварийном состоянии.

С точки зрения администрации, дома – это просто единицы жилого фонда, но мы знаем, что каждый дом – это в первую очередь история его самого, его жителей и всех горожан, для которых он что-то значит. С помощью внутренней подсветки, разработанной художником Петром Стабровским, мы создаём идеальные образы этих домов – наполненных жизнью и теплотой. Паста, конечно, оказалась нетривиальным выбором, но для того, чтобы говорить об актуальных городских проблемах, мы должны использовать любой из доступных языков – даже самый неожиданный.

Выставка «Твёрдые сорта» поднимает более сложную проблему, чем сохранение памятников архитектурного и исторического наследия, ведь уникальный городской облик формируют не только памятники. Из выбранных нами объектов только один внесён в перечень объектов культурного наследия регионального значения. Это конструктивистская поликлиника по адресу Лебедева, 11. Интересно, что с момента проведения выставки в ЦГК в судьбе этого объекта, уже десять лет стоящего в руинах, произошли изменения – власти обязали собственника привести здание в порядок, а в перспективе нескольких лет в нём, вполне возможно, разместится музей современного искусства PERMM – по крайней мере, сами музейщики поддерживают такую возможность.

При этом поликлиника на Лебедева – не единственный объект, общественное внимание к которому помогло сдвинуть ситуацию с мёртвой точки. Так, например, дом купца Лаптева (красивейший двухэтажный особняк с воротами на Шоссе Космонавтов) в январе признали объектом культурного наследия – и это значит, что уникальный объект будет сохранен. Эта история демонстрирует важность общественного внимания к болевым точкам пермской архитектуры.

А вот судьба остальных объектов всё еще вызывает тревогу. Для нас интереснее всего те дома, которые не являются региональными памятниками архитектуры, но при этом имеют очевидную историческую и архитектурную ценность. Часть из них формально не находится под угрозой, но требует ремонта и реставрации (водонапорная башня на Барамзиной, Пушкинские бани), а часть ожидает расселение и последующий снос (дом на Окулова, 12).

Мы должны прилагать все усилия, чтобы подобные объекты с богатой историей и в интересном архитектурном исполнении сохранялись и реставрировались. В положении федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сказано, что любое физическое или юридическое лицо вправе «направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта и его историко-культурной ценности». На практике это означает, что интерес к истории дома и историй его жителей может подтвердить его историческую значимость, а активность горожан может спасти его от уничтожения. Подобных домов в городе намного больше, чем могло бы уместиться в одну экспозицию, и сегодня их судьба в наших руках – в большей степени, чем мы привыкли считать.