Ребенком необходимо интересоваться: итоги пленарной дискуссии «Безопасное пространство детства»

V Семейный форум, который проходил 30 ноября–1 декабря на площадке «Пермской ярмарки», начал свою работу с пленарной дискуссии «Безопасное пространство детства: современные вызовы и решения». Дискуссия собрала порядка 400 участников.

В рамках федерального плана по «Десятилетию детства» запланировано большое количество мероприятий на повышение благосостояния семей с детьми, обеспечение безопасности детей и другие. В том числе работа с выявлением угроз для детей в сети Интернет. На пленарной дискуссии были подняты такие темы, как нахождение детей в социальных сетях, психологическая безопасность ребенка, профилактика суицидального поведения, укрепление здоровья и формирование безопасной среды для детей.

Один из главных вопросов, который был озвучен в начале дискуссии Татьяной Абдуллиной, заместителем председателя Правительства Пермского края, как определить семью из группы риска и понять, есть ли у этой семьи потенциал справиться с назревшей проблемой. Для этого предлагается активная работа именно с родителями.

«Безусловно мы за то, чтобы семья сама справлялась с этой ситуацией при определенной поддержке с нашей стороны. Если мы понимаем, что семья не имеет достаточного воспитательного, педагогического потенциала и не понимает, что требуется для исправления ситуации, мы подключаем специалистов различных служб для отработки этого случая, — говорит Татьяна Абдуллина.Сегодня важно объяснить родителям, что мы не хотим устанавливать меры наказания к семье и ребенку при возникновении проблемных ситуаций. Наша задача, увидев эти риски, привлечь родителей на свою сторону, объяснить им, что происходит с ребенком и сделать их своими союзниками в решении этого вопроса».

Во время дискуссии спикеры акцентировали на работе с детьми в социальных сетях. А именно, на какие конкретные моменты необходимо обращать внимание, если в поведении, общении и внешнем виде ребенка стали происходить изменения и как избежать манипуляций в адрес ребенка со стороны сообществ, пропагандирующих депрессивные и суицидальные поведения. Так, доктор психологических наук, профессор кафедры уголовного права и процесса Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, руководитель Центра юридической психологии и судебно-психологической экспертизы Екатерина Васкэ, отмечает, что в России с 2014 по 2018 год число суицидов среди несовершеннолетних детей выросло в 2 раза. На это влияют различные факторы, например, психологическое состояние ребенка, его врожденные особенности, настроения в семье и школе. Самым большим влиянием сейчас являются интернет, субкультуры и открытость СМИ.

«Сейчас изменились внешние факторы, влияющие на поведение ребенка. Это мощнейшее влияние — интернет. Если раньше родители были обеспокоены, когда ребенок гулял на улице далеко от дома, то сейчас дети не рвутся туда. Они могут сидеть дома, выходя в интернет. При этом ребенок может и там подвергаться кибербуллингу и психическому насилию, — поясняет Екатерина Васкэ.Родители всегда должны интересоваться жизнью ребенка и быть сопричастным к его интересам. Запретами сделать ничего нельзя и никакие авторитарные запреты сейчас не действенны. Если ребенок не будет находить поддержку и понимание со стороны его ближайшего окружения, то он найдет ее в интернет-пространстве».

Специалисты приводят результаты статистики: 40% детей переходят из режима общения онлайн в оффлайн, порядка 60% при получении сообщения от знакомого о желании совершить самоубийство тут же отреагируют звонком/приездом. По статистике 90% завершенных самоубийств среди несовершеннолетних можно было бы избежать, если бы окружение ребенка вовремя заметило отклонения в поведении. По словам Павла Микова, уполномоченного по правам человека в Пермском крае, на сегодняшний день одна из главных задач — научить профессиональное сообщество разговаривать с современным ребенком на его языке.

«Сегодня дистанция между миром взрослых и миром детей увеличилась. Чтобы ее сократить нужно понимать интересы современного ребенка, а не навязывать ему собственные стереотипы поведения и жизни называя это мудростью», — отмечает Павел Миков.